Тензорные Аппроксимации и неполные Тензорные Аппроксимации в pSeven Core

Частично факторизованные экспериментальные планы

Все знакомы со стандартным полнофакторным Экспериментальным Планом (ЭП):

В этом ЭП все переменные сэмплируются независимо друг от друга и равномерно между своими минимальными и максимальными значениями.

Мы рассмотрим далекоидущее обобщение этой структуры. Взглянем на следующий ЭП в 3D (картинку можно вращать и рассматривать с разных углов; требуется современный браузер, поддерживающий технологию WebGL):

Каковы характерные свойства этого множества?

  • Данный ЭП является декартовым произведением двух множеств – одномерного и двумерного. Будем называть эти множества факторами.
  • Сами факторы не имеют регулярной структуры – в данном примере они состоят просто из случайных точек в 1D (первый фактор) или в 2D (второй фактор).

В общем случае, для любого набора переменных  \(S=\{x_1, x_2, \dots, x_N\}\), мы можем:

  1. Разбить \(S\) на некоторое количество непересекающихся подмножеств \(S_1\sqcup S_2\sqcup\dots\sqcup S_n\) (не обязательно в порядке переменных \(x_1, x_2, \dots, x_N\));
  2. Определить некоторый ЭП  \(Q_k\) для каждого подмножества \(S_k\);
  3. Образовать полный ЭП как декартово произведение \(Q=Q_1\times Q_2\times\dots\times Q_n\).

Почему эта конструкция заслуживает нашего внимания? Две причины:

  • Этот частично факторизованный тип ЭП естественным образом возникает в некотрых контекстах. Представим, например, что мы проводим эксперименты с некоторым аппаратом и измеряем какие-то физические величины вроде температуры или давления с помощью сенсоров, установленных в определенных местах на этом аппарате. Мы проводим эксперименты с разными настройками аппарата. В таком случае наш ЭП естественно факторизуется: один фактор отвечает положениям сенсоров, а другой – настройкам аппарата. Заметим, что эти два фактора не обязаны иметь какую-то конкретную структуру, в частности мы не требуем, чтобы положения сенсоров и настройки аппарата обязательно образовывали какую-то равномерную сетку (что было бы необходимо, если бы мы хотели применить полнофакторный ЭП).
  • Факторизованная структура ЭП может быть довольно полезна при построении метамоделей функций отклика, вычисленных на этом ЭП – она позволяет нам ускорить метамоделирование и/или сделать метамодели более точными. Подробнее об этом – в следующем параграфе.

Тензорные аппроксимации

Для заданного обучающего множества (набора пар входов-выходов), метод Tensor Approximation (TA) библиотеки pSeven Core GT Approx позволяет нам:

  • определить, допускает ли соответствующий ЭП (т.е. множество входов) какую-либо факторизацию как описано выше;
  • если да, то построить специальную аппроксимацию – так называемую тензорную аппроксимацию.

Чем тензорные аппроксимации отличаются от обычных?

Математически, большинство стандартных методов построения аппроксимаций (линейная регрессия, сплайны, кригинг, нейронные сети) сводятся к представлению этих аппроксимаций в виде линейных комбинаций некоторых базисных функций. Тензорные аппроксимации тогда можно в общих чертах охарактеризовать как такие, в которых:

  • мы связываем с каждым фактором некоторый "элементарный" метод аппроксимации (линейную регрессию, сплайны и т.д.) и выбираем соответствующий базис;
  • мы получаем полную аппроксимацию как линейную комбинацию тензорных произведений выбранных элементарных базисных функций.

Соответственно, тензорные аппроксимации в некоторой степени "наследуют" свойства элементарных аппроксимационных методов, выбранных для их факторов. pSeven Core GT Approx автоматически выбирает разумный элементарный метод для каждого фактора, но пользователь может и установить его вручную.

Почему тензорные аппроксимации могут быть лучше обычных аппроксимаций?

Факторизация ЭП очень часто сопровождается анизотропией, которая может принимать много форм:

  • элементарные ЭП разных факторов могут иметь совершенно разные размеры;
  • факторы могут иметь совершенно разные размерности;
  • функция отклика может совершенно по разному зависеть от переменных из разных факторов.

Стандартные методы аппроксимации обычно недостаточно гибки для того, чтобы преодолевать эти проблемы, и получаемая аппроксимация зачастую оказывается очень неточной.

В одномерии очень эффективным, быстрым и точным методом являются сплайны, которые могут строиться по выборкам из миллионов точек, однако сплайны не переносятся напрямую на многомерные нерегулярные выборки. С другой стороны, линейную регрессию можно применять в любой размерности и к любым данным, но для нелинейных зависимостей она дает очень неточные аппроксимации. Альтернативные нелинейные методы, такие как кригинг и нейронные сети, могут порождать точные аппроксимации для нелинейных данных, но эти методы гораздо медленнее и обычно ограничены сравнительно небольшими обучающими выборками.

Тензорные Аппроксимации могут эффективно сочетать сильные стороны разных методов, учытывая факторизованную структуру множества данных и выбирая (или давая пользователю возможность указать) подходящий метод моделирования для каждого отдельного фактора.

Даже если данные изотропны, Тензорные Аппроксимации существенно расширяют возможности моделирования – например, тензорные произведения сплайнов, когда они применимы, часто одновременно быстрее, точнее и менее требовательны к прозводительности системы, чем альтернативные аппроксимации.

Тензорные Аппроксимации – пример

Одним из применений Тензорных Аппроксимаций библиотеки MACROS было метамоделирование осесимметричного вертолетного двигателя.

Рассматриваемую модель двигателя можно было математически представить как функцию \(y=f(x_1,x_2,x_3,x_4,x_5,x_6,x_7)\).

  • Пара переменных \((x_1,x_2)\) описывала точку вдоль границы двигателя: \(x_1\) обозначало положение вдоль оси двигателя, а  \(x_2\) – радиальное положение. Таких точек было много (около 700), и они образовывали кривую сложной формы.  

  • Наборы \((x_3,x_4,x_5,x_6)\) описывали внешние условия моделирования ("полетные точки"). Таких наборов было около 150.
  • Переменная \(x_7\) была параметром модели (коэффициентом передачи теплоты), который мог принимать 5 разных значений независимо от других переменных.
  • Отклик \(y\) был векторнозначной функцией, описывающей значения несколько физических величин на границе двигателя.

Целью проекта было создание метамодели отклика \(f\), поскольку ее прямые расчеты были долгими и дорогими. Функция  \(f\) была очень анизотропной: с одной стороны, она сложным образом зависела от пространственного положения точки:

(здесь различные кривые отвечают различным наборам \((x_3,x_4,x_5,x_6,x_7)\)). С другой стороны, предварительное исследование показало, что функция \(f\) была почти линейной по отношению к параметрам \((x_3,x_4,x_5,x_6)\). 

В этой задаче была построена тензорная аппроксимация с 3 факторами:

Фактор 1:
  • Переменные: \(S_1=\{x_1, x_2\}\) (пространственное положение). Этот фактор формально двумерный, но поскольку его значения лежат на одномерной кривой, две переменные можно было заменить на одну переменную \(x_1'\) с помощью несложного преобразования. 
  • Элементарная аппроксимация: сплайны (метод pSeven Core SPLT), из-за одномерности и большого числа точек.
Фактор 2:
  • Переменные\(S_2=\{x_3,x_4,x_5,x_6\}\) (внешние условия полета). 
  • Элементарная аппроксимация: линейная регрессия, из-за почти линейной зависимости отклика от этих переменных. Можно было использовать и другие многомерные методы, например pSeven Core GP (Гауссовские Процессы), но время обучения при этом росло, а улучшение точности было незначительным.
Фактор 3:
  • Переменные\(S_3=\{x_7\}\) (коэффициент передачи теплоты). 
  • Элементарная аппроксимация: сплайны, поскольку фактор одномерный.

Обучающее множество было получено как подмножество полной базы данных, отвечающее 10 случайным наборам из 150 имеющихся в факторе 2. Все остальные данные использовались как тестовое множество, и аппроксимация оказалась очень точной, как можно видеть на следующей диаграмме рассеяния: 

Неполные Тензорные Аппроксимации

Факторизация ЭП является довольно сильным требованием, и естественно попытаться ослабить его с тем, чтобы распространить тензорные аппроксимации на более широкий круг задач.

В некоторых случаях ЭП имеет неполную частично факторизованную структуру. Это означает факторизованный ЭП с пропусками некоторых точек, как на следующем рисунке:

Для таких задач pSeven Core GTApprox предлагает метод неполных Тензорных Аппроксимаций (iTA – incomplete Tensor Approximations). Математически он также основан на тензорных произведениях факториальных базисных функций, но алгоритм гораздо сложнее из-за того, что мы имеем дело с хуже структурированными и неполными обучающими данными. Метод iTA обычно довольно быстр и, если пропусков данных не слишком много, как правило порождает довольно точные аппроксимации.

В настоящее время метод pSeven Core iTA работает только с одномерными факторами и тензорными произведениями сплайнов.

Неполные Тензорные Аппроксимации – пример

Рассмотрим задачу реконструкции распределения давления на крыле самолета. Поток воздуха вокруг крыла был смоделирован в трехмерном аэродинамическом решателе, и было получено поле давлений на крыле (распределение дааления используется инженерами для вычисления сил и моментов, действующих на крыло). Для простоты мы рассматриваем только верхнюю поверхность левого полукрыла.

Поле давлений определено на сетке из 200 ? 29 точек:

Хотя истинные трехмерные положения точек сетки не образуют регулярную решетку, такая решетка используется для их параметризации, что вполне позволяет нам применить метод iTA в этой задаче. Предположим теперь, что нам дано поле давлений, но с пропущенными значениями в некоторых точках:

Здесь пропущено ровно 50% значений поля давлений. Синий участок в середине крыла имеет пониженное давление, а рыжевато-красные у краев  повышенное.

Применим теперь iTA и сравним истинное распределение с реконструированным:

Разница едва видна! Попробуем теперь увеличить число удаленных значений до 95%:

На этот раз результат таков:

Различие мало, но несомненно присутствует – аппроксимация глаже исходного поля (что может быть плюсом для некоторых целей).

Теперь попробуем еще увеличить уровень потерь данных, до 99% – при этом из исходных 5800 значений поля остается лишь 58! Заметим, что теперь на крыле имеются большие участки, в которых значения давления отсутствуют совсем.

Вот результат iTA:

Точность аппроксимация заметно пострадала, но аппроксимация все еще корректно передает общие черты поля.

Отметим, что во всех приведенных случаях время обучения аппроксимации не превосходило нескольких секунд.

Контактная информация

location_on  117246, Москва, Научный проезд, д. 17, 15 этаж

phone  +7 (495) 669-68-15

mail_outline  info@datadvance.net

Связаться navigate_next Дистрибьюторы navigate_next

Tensor Approximations (TA) and incomplete Tensor Approximations (iTA) in pSeven Core GTApprox

Partially factored Designs of Experiment

Everyone is familiar with the standard full-factorial Design of Experiment (DoE):

 

In this DoE, all the variables are sampled independently of each other and uniformly between their respective minimum and maximum values.

In this post, we consider a far-reaching generalization of this structure. Observe the following DoE in 3D (you can rotate it and view it from different angles; an up-to-date browser supporting WebGL is required):

What are the characteristic properties of this set?

  • This DoE is a Cartesian product of two sets -- a one-dimensional one and a two-dimensional one. We call these two sets factors.
  • The factors themselves have no regular structure -- in this example they just consist of random points in 1D (the first factor) or in 2D (the second factor).

More generally, for any collection of variables  \(S=\{x_1, x_2, \dots, x_N\}\), we may:

  1. Partition \(S\) into some number of disjoint subsets \(S_1\sqcup S_2\sqcup\dots\sqcup S_n\) (not necessarily in the order of the variables \(x_1, x_2, \dots, x_N\));
  2. Define a DoE  \(Q_k\) for each subset \(S_k\);
  3. Form the full DoE as the Cartesian product \(Q=Q_1\times Q_2\times\dots\times Q_n\).

Why does this construction deserve our attention? Two reasons:

  • This partially factored type of DoE occurs naturally in a number of contexts. Imagine, for example, that you perform experiments with some device and measure some physical quantity like temperature or pressure using sensors placed at fixed positions. You perform experiments with different device settings. Then, your DoE is naturally factored: one factor corresponds to the position of sensors and the other to the device settings. Note that the two factors need not have any particular structure: in particular, we do not require the positions of sensors or the device settings to form a regular grid (which would be necessary if we were to use a full-factorial DoE).
  • The factored structure of DoE can be quite useful in constructing surrogate models for the response functions evaluated on this DoE - it allows us to accelerate surrogate modelling and/or make the models more accurate. More on that in the next section.

Tensor Approximations

Given a training set (collection of input-output pairs), the Tensor Approximation (TA) feature of pSeven Core GTApprox allows us to:

  • Determine if the DoE (i.e., the set formed by the inputs) has any partially factored structure as described above;
  • If yes, construct a special approximation -- a so-called tensor approximation.

How are tensor approximations different from usual approximations?

Mathematically, most conventional methods of constructing approximations (linear regression, splines, kriging, neural networks) boil down to representing them as linear combinations of some basis functions. Tensor approximations can then be roughly described as those in which:

  • We associate with each factor an "elementary" approximation method (linear regression, splines, etc.) and choose an appropriate basis;
  • We obtain the whole approximation as a linear combination of tensor products of those elementary basis functions.

Accordingly, tensor approximations "inherit" to some extent the properties of the elementary approximation methods chosen for their factors. pSeven Core GTApprox automatically chooses a reasonable elementary method for each factor, but the user can also set them manually if needed.

Why can a tensor approximations be better than a usual approximation?

Factorization of DoE is very often accompanied by DoE's anisotropy that can have many forms:

  • DoEs in different factors can be very different in size;
  • the factors can have very different dimensions;
  • the response function can very differently depend on variables from different factors.

Standard approximation methods are usually not flexible enough to handle such issues and the resulting surrogate models turn out to be very inaccurate.

In 1D, splines are a very efficient, fast and accurate method that can handle millions of training points, but splines do not directly extend to multi-dimensional scattered data. On the other hand, linear regression can be efficiently used in any dimension with any data, but it will be very inaccurate for nonlinear functions. Alternative, nonlinear methods such as kriging or neural networks are accurate for nonlinear data, but they are much slower and usually limited to smaller sets due to memory limitations.

Tensor Approximations can efficiently combine the strengths of different methods by exploiting the factored structure of the data set and choosing (or letting the user specify) an appropriate modelling method for each individual factor.

Even if the data is not anisotropic, Tensor Approximations substantially augment the modelling options -- for example, tensor product of splines, if applicable, is often at the same time faster, more accurate, and has smaller memory footprint than alternative approximations.

Tensor Approximation -- an example

One of the applications of pSeven Core Tensor Approximations was to surrogate modelling of an axisymmetric aircraft engine.

The engine model in question could be mathematically represented as a function \(y=f(x_1,x_2,x_3,x_4,x_5,x_6,x_7)\).

  • The pairs of variables \((x_1,x_2)\) described a point along the engine boundary: \(x_1\) was position along the engine axis and  \(x_2\) – the radial position. There were a large number (∼700) of such points and they formed a complex curve.

  • The tuples \((x_3,x_4,x_5,x_6)\) described external simulation conditions ("flying points"). There were about 150 such flying points.
  • The variable \(x_7\) was a simulation parameter (heat transfer coefficient) that could take 5 different values independently of the other variables.
  • The response \(y\) was a vector containing several physical quantities of interest simulated at the engine boundary.

The goal of the project was to create a surrogate model for \(f\), as simulations tended to be lengthy and expensive. The function  \(f\) was highly anisotropic: on the one hand, it had a highly nontrivial dependence on the spatial position: 

(here, different curves correspond to different tuples \((x_3,x_4,x_5,x_6,x_7)\)). On the other hand, an examination had shown that\(f\) was close to linear with respect to the parameters \((x_3,x_4,x_5,x_6)\). 

In this problem, we constructed a tensor approximation with 3 factors:

Factor 1:
  • Variables: \(S_1=\{x_1, x_2\}\) (the spatial position). This factor is formally 2D, but as the values lie on a 1D curve, the two variables could be replaced with a single variable\(x_1'\) by a simple transformation.  
  • Elementary approximation method: splines (pSeven Core SPLT technique), because of 1D and the large amount of points.
Factor 2:
  • Variables\(S_2=\{x_3,x_4,x_5,x_6\}\) (the external flight conditions). 
  • Elementary approximation method: linear regression, because of the almost linear dependence of the response on these variables. We could also use any other multi-dimensional method, for example pSeven Core GP (Gaussian Processes), but the improvement in accuracy was not big, while training time would grow.
Factor 3:
  • Variables\(S_3=\{x_7\}\) (heat transfer coefficient). 
  • Elementary approximation method: splines, as this factor is 1D.

For the training set, factor 2 was reduced to just 10 randomly chosen tuples (out of the 150 available in the data base). All the remaining data was used as a test set, and the approximation was found to be very accurate, as seen on this scatter plot: 

incomplete Tensor Approximations

Factorization of DoE is a rather strong requirement, and we would like to relax it so as to extend TA to a wider range of problems.

Sometimes, the DoE has an incomplete partially factorial structure. This means a factored DoE with some points missing, like in this figure:

For such problems, pSeven Core GTApprox offers the incomplete Tensor Approximation (iTA) method. Mathematically, it is also based on tensor products of factorial base functions, but the algorithm is more involved since we deal now with not-so-well-structured and less abundant training data. iTA is usually quite fast and, if there are not too many omissions, it tends to produce accurate approximations.

Currently,  pSeven Core iTA can only work with 1D factors and tensor products of splines.

incomplete Tensor Approximations - an example

We consider the problem of reconstructing the pressure distrubution on a wing. An air flow around an aircraft wing has been simulated in a 3D aerodynamic solver, producing a pressure field on the wing (the pressure distribution is used by engineers to compute forces and moments acting on the wing). For simplicity, we will consider only the upper surface of the left half wing.

The pressure field is defined on a mesh of 200×29 points:

Though the actual 3D locations of the mesh points do not form a regular grid, we use such a grid to parametrize them, which makes iTA perfectly applicable to this problem. Now suppose that we are given the pressure field, but with its values erased at some mesh points::

There are exacty 50% lost pressure field values here. The bluish area in the middle of the wing has lower pressure, and the yellowish/reddish near the edges has higher pressure.

Now, let us apply iTA and compare the true distribution with the reconstructed one:

We can barely see the difference! Now let us try to increase the number of lost values to 95%:

This time we get the following result:

The difference is small, but clearly present - the approximation is smoother then the original field (which is not necessarily a drawback).

Now let us push the loss of date to the limit and consider the 99% loss rate -- that leaves just 58 values out of the original 5800! Note that there are now big areas on the wing's surface without any pressure values.

Here is the result of iTA:

The approximation has suffered a noticeable loss of accuracy, but still correctly reflects the general trends.

We remark that in all these cases the training time for the approximation was no longer than a few seconds.

 Accuracy Evaluation for TA using Tensor Gaussian Processes (TGP) technique 

Accuracy Evaluation for an approximation in case of factorial Design of Experiments (DoE) can be made using one of  pSeven Core GTApprox techniques - Tensor Gaussian Processes. It is another approximation technique designed for factorial Design of Experiments and based on the Gaussian Processes (GP) technique in GTApprox. It is an adaptation of GP technique for factorial DoE. TGP takes into account the special structure of the training sample, which makes this technique extremely efficient and accurate.

TGP technique features are:

  • handling large training samples with factorial DoE
  • accuracy evaluation
  • taking into account the features of DoE

Factorization of DoE is often accompanied by DoE's anisotropy of various forms:

  • the factor sizes can differ significantly;
  • the factors can be multidimensional.

GP technique is not flexible enough to provide accurate approximation for such kind of DoE and is able to handle only relatively small samples. TGP technique perfectly fits to solve this problem.

Accuracy Evaluation for factorial DoE – example

Let's consider the rotating disc problem as Tensor Gaussian Processes’ application example. In this problem, a disc of an impeller is considered. It is rotated around the shaft. The geometrical shape of the disc considered here is parameterized by 6 variables h1, h2, h3, h4, r2, r3 . The task is to model maximum radial stress which can be expressed as a function of this 6 variables: y = f (h1,h2,h3,h4,r2,r3)

 

The training sample is a factorial DoE. After surrogate model is constructed, we need to assess the quality of approximation. For this purpose, TGP technique is used. It allows to build confidence interval using Accuracy Evaluation (AE) feature.